Нэлли Маргулис - о своих наставниках и обеднённой компьютерным образованием нынешней молодёжи - Богородский онлайн Нэлли Маргулис - о своих наставниках и обеднённой компьютерным образованием нынешней молодёжи - Богородский онлайн

Нэлли Маргулис — о своих наставниках и обеднённой компьютерным образованием нынешней молодёжи

12 июля 2021 10:05   164  |  Автор: administrator


С 1954-го по 1959 год я училась в Московском государственном педагогическом институте имени В.И. Ленина, на отделении русского языка, литературы и сурдопедагогики дефектологического факультета. Это был исторический период в жизни страны, названный впоследствии «хрущёвской оттепелью».

Тогда состоялся ХХ съезд коммунистической партии Советского Союза, положивший начало реабилитации репрессированных. Снят запрет с имён поэтов Серебряного века Ахматовой, Гумилёва, Цветаевой, Пастернака, лагерников Заболоцкого, Бокова, Мандельштама, и нам впервые прочли курс «Творчество Сергея Есенина». В Музей изобразительных искусств имени Пушкина стояли многочасовые, тысячные очереди посетителей, чтобы посмотреть отреставрированные картины Дрезденской галереи перед их возвращением в Германию, и на первую выставку  Пабло Пикассо. В Москву с гастролями приехал французский шансонье Ив Монтан.

Американец Ван Клиберн

Летом 1957 года состоялся грандиозный Фестиваль молодёжи и студентов. На первом конкурсе имени П.И. Чайковского с оглушительным успехом победил американец Ван Клиберн. В Политехническом музее начались поэтические вечера, стихи читались прямо на улице, возле только что установленного памятника Маяковскому…

Незабываемое время духовного и культурного подъёма! В МГПИ преподавали мои незабвенные наставники — выдающиеся учёные, исследователи и авторы хрестоматий и школьных учебников, например, А.А.Зерчанинов, Б.И. Пуришев, С.Е. Крючков, Ф.А. Рау и многие другие. Они, учившиеся в дореволюционных гимназиях и университетах, щедро делились со студентами своими фундаментальными познаниями.

Профессор Сергей Ефимович Крючков читал нам курс современного русского языка, он же был назначен председателем Государственной экзаменационной комиссии.

В день госэкзамена я вошла в аудиторию в двенадцатом часу. Билет достался прекрасный: сложноподчинённые предложения, виды придаточных предложений и способы их присоединения. Стала обдумывать ответ. Члены комиссии внимательно выслушивали каждого студента. Потом они ушли обедать, и у меня на подготовку образовалось 2,5 часа. И в голове возникла азартная идея…

Стихи любила с детского сада, легко их запоминала. В начальных классах школы №2 имени В.Г. Короленко вместе с Натальей Александровной Селивановой мы разучивали басни Крылова, которые помню до сих пор! В средних классах нас учила Надежда Николаевна Глаголева, которая сама превосходно читала стихи. Как живая, стоит она перед глазами, высокая, седовласая, с белоснежным жабо и орденом Ленина на чёрном платье, и, дирижируя себе рукой, читает Маяковского: «Кто там шЕгает правой? Левой! Левой! Левой!» В старших классах уроки литературы вела любимая и незабвенная Галина Яковлевна Клинова. С ней мы учили наизусть Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Симонова, произведения других поэтов и прозаические отрывки из шедевров русской классики. Про стихотворное море 50-х годов я уже сказала. Добавлю к этому, что в ту пору наш институт был самый поэтически-бардовским: на старших курсах учились Юрий Визбор, Ада Якушева, Владимир Красновский, на нашем — Борис Вахнюк, Юлий Ким (и «примкнувший к ним» будущий дипломат и сенатор Владимир Лукин). Вот я и подобрала ко всем теоретическим выкладкам стихотворные примеры.

Села перед Сергеем Ефимовичем и стала отвечать. Он слушал, кивал головой и одобрительно хмыкал. Ободрённая его вниманием, декламирую: «Как в пулю сажают вторую пулю Или бьют на пари по свечке, Так этот раскат берегов и

улиц Петром разряжён без осечки», как вдруг Сергей Ефимович говорит: «Простите, запамятовал!». Отвечаю: «Пастернак», и тут до меня дошло, что он стихи слушает и вспоминает авторов. Это придало мне ещё больше уверенности, и я сознательно стала пропускать теоретические обоснования, зачем на них время тратить, из стихов и так всё ясно!

Сергей Ефимович выслушал все стихотворные примеры! Второй вопрос был несложный, меня прервали и отпустили. Я вышла в коридор в отличном настроении.

Когда вся группа была опрошена, нас пригласили в аудиторию и торжественно, по алфавиту, стали объявлять полученные оценки, но вдруг в этом списке я не услышала своей фамилии и с ужасом поняла, что я собственными руками завалила госэкзамен, что в этом году диплома не получу. Состояние было обморочное, ноги подкосились, я ничего не видела и не слышала, сердце пульсировало где-то в пятках. Я умирала от дикого страха и от безнадёжности, что уже ничего нельзя исправить.

Назвав последнюю фамилию, секретарь, произнесла: «Государственная комиссия особым решением отмечает ответ…», и я вдруг почувствовала, что сейчас скажут про меня, сердце прыгнуло  в голову, в глазах была какая-то вспышка, я не запомнила ни одного слова. Недаром говорят: «звёздный час».

Комиссия поставила мне «отлично с отличием».

Через много лет я рассказала эту историю четверокурсникам педколледжа накануне их госэкзамена по русскому языку, но посоветовала не повторять моего опыта. Дело в том, что моим наставником был выдающийся учёный Сергей Ефимович Крючков, лингвист, филолог, языковед, методист, сферой научных интересов которого была именно  классификация сложноподчинённых предложений, человек широчайшей эрудиции, который поощрил молоденькую барышню за любовь к поэзии.

Современные школьные программы гораздо меньше отводят времени на изучение гуманитарных дисциплин, на заучивание стихов, это обедняет устную речь и грамотность, и не только детей. И если в начальной школе они ещё учат наизусть отрывочки из Пушкина, Фета, Тютчева, Есенина, то в старших классах количество стихотворных запоминаний резко снижено. Зачем знать на память правила и тексты, если компьютер почти всегда подчеркнёт ошибку в письме и услужливо подскажет  любое стихотворение или цитату! Мне рассказали: дошло до того, что по русскому языку и литературе собираются выставлять одну, общую оценку!

Остаётся одна надежда: на дополнительное образование, кружки, студии, в Ногинске — на общество любителей поэзии «Лира». Хороший пример: литературно-художественная композиция по сборнику военных стихов ногинских поэтов, исполненная юными актёрами Молодёжного социального театра «Мымъ» под руководством Виктории Гиль.

…А вы не боитесь, что однажды, как в анекдоте, электричество вам скажет: «Ну-ну…»?

Нэлли Семёновна Маргулис, член Союза журналистов РФ

 Молодежь на фестивале. «Огонек» № 33 (1957).


Добавить комментарий

Заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


@